Анализ на стафилококк: как берут, расшифровка

Симптомы

Подготовка к диагностике

Достоверные результаты исследования можно получить лишь при соблюдении определенных правил. Пациенту необходимо начинать подготовку к анализу за несколько дней. Мазок из горла покажет истинный качественный и количественный состав микроорганизмов при некоторых условиях:

  • за 4 дня до анализа запрещается использовать антисептические растворы для полоскания ротоглотки, а также мази, спреи с противомикробным действием. Они приводят к смыванию патогенных микроорганизмов, уменьшая их численность. Таким образом, результаты обследования не считаются верными.
  • за 3 часа до диагностики не следует принимать пищу, жидкость, жевать жвачку.
  • в день сдачи материала не нужно чистить зубы;
  • антибактериальные препараты для внутреннего приема отменяются за неделю до обследования.

Одним из распространенных видов анализа, который показывает, не превысил ли нормы уровень вредных стафилококков, является забор материала из зева и носа взрослых и детей. Объясняется это с тем, что если в образце, взятом из зева, будет обнаружен золотистый или другой патогенный стафилококк, то и другие анализы покажут его наличие.

Поэтому очень важно взрослому или ребенку правильно подготовиться к сдаче мазка из зева. Время между последним приемом пищи и забором образца материала из зева должно превышать восемь часов (это же относится к воде). Соскоб из зева надо сдавать утром натощак. Перед этим нельзя чистить зубы, споласкивать нос, чтобы во взятый образец из зева не попали лишние примеси. Если проигнорировать эти предписания, расшифровка материала, который будет забран из зева взрослого или ребенка, может быть неточной.

При необходимости сдачи мочи за восемь часов до забора урины надо выпить много жидкости. За несколько суток до того, как надо будет сдать анализ на стафилококк, надо будет прекратить принимать мочегонные средства. Баночку для забора мочи надо приготовить заранее (желательно, купить в аптеке). Берут среднюю порцию мочи, собирать её советуют с самого утра. Более подробно об особенностях сбора мочи для определения стафилококка расскажет врач.

Если патогенная бактерия будет обнаружена во время расшифровки анализа мочи – это повод для паники, поскольку в здоровом организме в норме её быть не должно. Поэтому к лечению надо приступить как можно скорее. В противном случае может развиться цистит или другие заболевания мочеполовой системы, сопровождающиеся сильными болями.

Также нельзя принимать лекарства, употреблять пищу, что влияет на цвет кала. За некоторое время до того, как взять образец кала на анализ, нужно перестать пользоваться ректальными свечами. Прежде чем сделать забор кала и отнести его на анализ, необходимо проследить, чтобы остатки мочи не попали в экскременты. Взятый образец кала надо доставить в лабораторию как можно скорее, поскольку он очень быстро начинает разлагаться.

При необходимости проверить грудное молоко на наличие патогенных стафилококков, сцеживать его надо в две разные баночки: нельзя смешивать молоко из разных грудей. Руки и грудь перед сцеживанием молока надо хорошо помыть. Сначала пять-десять миллилитров надо сцедить в раковину, затем десять набрать в посуду.

Опасность патогенных бактерий

Не секрет, что в организме и на теле взрослых и детей живут различные бактерии. Это положительные и условно-патогенные микроорганизмы, самые известные из которых – стафилококки и стрептококки.

Одним из наиболее известных видов флоры, что обитает в организме взрослых и детей, являются стафилококки – грамположительные микроорганизмы, которые медики относят к условно-патогенным бактериям. Многие из них безвредны, и на здоровье человека не влияют.

Анализ на стафилококк: как берут, расшифровка

Но среди стафилококков есть виды, чрезмерный рост которых оказывает крайне негативное влияние на организм взрослых и детей, являясь причиной интоксикации организма, ослабления иммунитета, гнойных ранок, опухолей. Прежде всего, это золотистый, сапрофитный и эпидермальный стафилококки. В большинстве случаев они также находятся в небольшом количестве на теле человека и в небольших количествах опасности не представляют. Но при благоприятных для них условиях их количество начинает расти, что негативно сказывается на здоровье и вызывает различные болезни.

Эти патогены угнетают иммунитет взрослых и детей, выделяют сильные токсины, являются причиной различных воспалений, гнойной ангины, отитов, гнойничковых сыпей, аллергических реакций. Нередко встречается гайморит, фарингит, пневмония, цистит, уретрит, артрит и другие болезни.

Особенности процедуры

Пациент располагается на кушетке в положении сидя. Рот необходимо максимально раскрыть для четкой визуализации структур полости. Для улучшения положения рекомендуется несколько запрокинуть голову назад.

Специалист фиксирует язык с помощью шпателя (металлический, деревянный), опуская его ко дну ротовой полости. Стерильным ватным тампоном на удлиненной металлической петле следует провести по поверхности слизистой оболочки зева.

Тампон не должен соприкасаться с другими поверхностями при введении и выведении его из полости рта во избежание получения недостоверных данных.

Процесс сбора материала не доставляет болезненных ощущений пациенту, возможен лишь небольшой дискомфорт. У людей с выраженным рвотным рефлексом могут наблюдаться неприятные ощущения при прикосновении к задней глоточной стенке.

Собранный материал на тампоне помещается в стерильную колбу со средой, которая обеспечивает максимально благоприятные условия для сохранения патогенных микробов. Это дает возможность транспортировать материал в лабораторию без погибших микроорганизмов.

В условиях лаборатории материал помещается в питательные среды различного состава для активации процессов размножения и роста инфекционных возбудителей. В зависимости от реакции, которую следует оценить через определенный период времени.

Уязвимые категории населения

Считается, что рост патогенных стафилококков, а также инфекционные и воспалительные болезни чаще всего наблюдаются у следующих категорий населения:

  • медперсонала;
  • жителей сельской местности;
  • пожилых людей и детей;
  • женщин в период кормления грудным молоком;
  • наркоманов;
  • заключенных;
  • солдат;
  • после любой болезни (ослаблен иммунитет);
  • после серьезной травмы, ожогов, операции;
  • онкологических больных,
  • зараженных ВИЧ-инфекцией;
  • диабетиков;
  • пациентов, которые вынуждены жить на гемодиализе.

Стафилококк

Поэтому медперсоналу, учителям и некоторым другим категориям, которые работают с людьми, раз в год нужно проходить медосмотр и заполнять медкнижку. Занесенные в неё сведения действительны год.

Также обязательно сдавать анализы на патогенные стафилококки при беременности: эти патогены оказывают крайне опасное влияние на беременных женщин. Дело в том, что стафилококковая инфекция, циркулирующая в крови, способна поразить внутренние органы плода.

Опасен золотистый стафилококк и для кормящих женщин, поскольку может стать причиной мастита. Кроме того, когда новорожденный пьет грудное молоко, в котором содержится золотистый стафилококк, бактерия проникает в его организм, являясь причиной гнойничковых ран, сепсиса, конъюнктивита, плохого стула у ребенка. Такая клиническая картина у новорожденного требует срочного лечения.

Тем не менее врачи утверждают, что если расшифровка анализа показала наличие золотистого стафилококка в материнском молоке, но на здоровье новорожденного и матери бактерия не повлияла, лечение проводить не нужно. С грудным молоком к ребенку поступает огромное количество полезных веществ, в том числе иммуноглобулинов, которые нейтрализуют действие бактерий и укрепляют иммунитет новорожденного.

Виды анализов

Чтобы специалист правильно расшифровал полученные результаты, он используется таблицы показателей нормального количественного и качественного состава микрофлоры слизистой оболочки ротоглотки. На бланке указывается вид микроорганизмов, их количество, которое указывается в колониеобразующих единицах.

Анализ на бакпосев

Для определения КОЕ используется специальная питательная среда, благодаря которым наблюдается рост определенного вида патогенных возбудителей. Колонии микробов вырастают в форме пятен. При необходимости из колонии можно вырастить новых инфекционных возбудителей.

На следующем этапе осуществляется подсчет микроорганизмов с помощью специальных методик. В случае серийного разведения набранный материал подвергается 10-кратному разведению, после чего он помещается во вторую пробирку. Далее разведенный материал объемом 10 мл снова разбавляется в 10 раз, помещается в третью пробирку. Специалист повторяет манипуляцию около 10 раз.

Из каждой пробирки часть материала высеивается на питательную среду. Этого необходимо для облегчения процесса роста микробов. При максимальной концентрации возбудителей рост практически отсутствует. Расшифровка подобного анализа не считается достоверной.

В таблице указывается вид инфекционных микроорганизмов, их количество. При нормальных условиях на слизистой оболочке ротоглотки можно обнаружить эпидермальные, зеленящиеся стафилококковые, пневмококковые микробы, небольшая часть грибков Кандида, непатогенные нейссерии.

Из болезнетворных микробов в мазках могут выявляться стрептококки, грибки, бацилла Леффлера, возбудитель коклюша и другие.

Стрептококки являются причиной множества заболеваний, например, ангины, пневмонии, ревматизма, скарлатины. Подробнее остановимся на стафилококковой и дифтерийной палочках, так как они чаще всего обнаруживаются в материале.

Существует немало исследований, позволяющих узнать, не превысило ли нормы количество патогенных стафилококков у взрослых и детей. Какой именно анализ на стафилококк надо сдавать, точно расскажет врач. Обычно надо сдать:

  • Общий анализ крови, задачей которого является определить, в каком состоянии пребывают лейкоциты и другие показатели (данные заносятся в медицинскую книжку). За несколько дней до сдачи материала нельзя пить антибиотики, а также противовирусные средства.
  • Специальные анализы на определение наличия в крови взрослого или ребенка патогенных стафилококков и стрептококков.
  • Анализ мочи у взрослых и детей.
  • Исследование кала – методом посева исследуют качественный и количественный состав флоры кишечника, что позволяет обнаружить, не отклонилось ли от нормы количество стафилококков, стрептококков и других патогенов. Этот анализ также необходим для медкнижки.
  • Мазок со слизистой рта, зева, нижнего века взрослого или ребенка.
  • Мокрота из носа – собирают при помощи ватной палочки, после чего образец помещают в стерильную емкость.
  • Мазок из органов мочеполовой системы. У женщин во время месячных мазок не берут: не раньше, чем через три-четыре дня после окончания выделений. Перед процедурой мужчинам нельзя мочиться в течение трех часов, женщинам – полтора.
  • Мазок с поверхности кожи. Если ранка у взрослого или ребенка долго не заживает, гниет, есть смысл заподозрить активизацию стафилококков или стрептококков. Берут материал на анализ, снимая с ранки верхнюю корочку.
  • Грудное молоко.

Анализ на стафилококк у взрослых и детей можно сдавать в поликлинике по месту прописки или проживания. Также исследования крови, мочи, кала, мазка на наличие патогенных бактерий есть возможность сдать в специальных медицинских центрах и частных клиниках.

Чтобы определить, в каком состоянии находится микрофлора взятого на анализ мазка зева, кала и т.д., в лаборатории проводится посев биоматериала, помещая его в специальную питательную среду. В результате спустя некоторое время все бактерии (стафилококка, стрептококки), которые присутствуют в мазке, начинают расти.

Когда их размеры достигают необходимых значений, проводится подсчет бактерий: подсчитывается какие именно стафилококки, стрептококки и другие микроорганизмы были обнаружены. Если анализ на золотистый стафилококк и другие патогенные микроорганизмы показал их присутствие в пределах нормы (желательно – отрицательный результат), ситуация лечения не требует.

Если анализ кала, мазка, мочи, крови у взрослого или ребенка показал рост стафилококков, стрептококков и других патогенных микроорганизмов, исследование помогает определить их чувствительность к тем или иным видам антибиотикам. Затем согласно этим данным врач назначает лечение.

Стафилококковый возбудитель

Зачастую стафилококк в мазках из ротоглотки обнаруживается после сильного переохлаждения, иммунодефиците на фоне авитаминоза, простуды. Стафилококк относится к возбудителям, которые в норме присутствуют в микрофлоре, однако они не вызывают болезни. Однако при воздействии благоприятных для них факторов, они активизируются.

Не стоит пугаться, если у новорожденного будет обнаружен стафилококк, ведь младенец обладает слабой иммунной защитой, поэтому имеет высокий риск заражения.

В диагностический комплекс входит обязательный посев или баканализ. В зависимости от количественного состава высеянного возбудителя врач принимает решение о назначении лекарственных препаратов. Стафилококки провоцирует развитие:

  • воспаления носо-/ротоглотки;
  • пищевой токсикоинфекции;
  • остеомиелита;
  • пневмонии;
  • пиодермии.

Стафилококк в мазке из зева может выявляться с помощью микроскопического метода путем окрашивания материала по Грамму. При диагностике обнаруживаются кокки (шаровидной формы) поодиночке или скоплениями. Стафилококк окрашивается в синий цвет. Для него характерна неподвижность и сферическая форма. Микроскопия проводится для предварительной диагностики.

Чтобы точно установить состав флоры, используется культуральный метод. Посев материала помогает вывести чистую культуру, что подтверждает диагноз и помогает установить ответную реакцию на антибиотики. Оптимальная температура для роста бактерий составляет 30-36 градусов. Стафилококки не прихотливы к питательным средам, поєтому рост их колоний возможен на различных средах:

  • мясопептидный агар, на котором микробы растут гладкими и блестящими колониями округлой формы, возвышающие над средой. Золотистый стафилококк имеет золотистую окраску колоний, что обусловлено присутствием пигмента. Он выделяется при росте бактерий, отчего получил свое название.
  • мясопептидный бульон. Стафилококк приводит к его помутнению и формированию осадка на дне.
  • солевой агар содержит до 10% хлорида натрия. На данной среде растет исключительно стафилококковый возбудитель, так как другие микроорганизмы не выдерживают такую высокую концентрацию солей.
  • кровяной агар. Вокруг стафилококковых колоний наблюдается зона гемолиза, где располагаются разрушенные эритроциты под действием гемолизина.

Для определения чувствительности микробов к антибактериальным препаратам требуется антибиотикограмма. Для этого необходимо произвести посев бактерий на твердую среду, после чего на ее поверхность располагаются диски, пропитанные разными антибактериальными средствами.

Если рост патогенных микроорганизмов угнетается под определенным диском с антибиотиком, подтверждается его эффективность в борьбе с возбудителем. В результате этого врач выбирает данный препарат для лечения заболевания. В большинстве случаев для гибели стафилококков назначаются пенициллины или ванкомицин.

Вследствие длительного использования пенициллинов для лечения стафилококковых болезней, у микробов выработалась устойчивость. Защита от антибиотика обеспечивается пенициллиназой, которая его расщепляет.

Бацилла Леффлера

Подозрение на активацию дифтерийной бактерии появляется при наличии:

  • синдрома интоксикации;
  • воспалительного очага в ротоглотке;
  • нарушения дыхания, одышки, приступов удушья;
  • дисфункции почек;
  • пленочного налета на миндалинах, носу;
  • кардиальной патологии.

Дифтерия – серьезное заболевание, при отсутствии лечения которого возможен летальный исход. В связи с высоким риском развития тяжелых осложнений, специально была разработана вакцина. Первая прививка проводится в 3-месячном возрасте, после дважды требуется повторное введение через 6 недель. Ревакцинация выполняется в 1,5 года, 6-летнем возрасте, после этого спустя 8 и 4 года.

Если контакт ребенка с больным дифтерией человеком произошел до момента окончания полной вакцинации, ему выполняется реакцию Шика. Если у ребенка, выполнив, мазок из зева на дифтерию bl, результат положительный, его необходимо изолировать от других детей до полного выздоровления.

Кроме того, в учебной группе, где находился больно ребенок, следует с профилактической целью обследовать всех детей. Им также берется мазок из ротоглотки для выявления возбудителя. Все предметы мебели, игрушки подвергаются дезинфекции.

Специалисты выделяют несколько видов палочки Леффлера. Так, различают mitis, gravis, а также intermedius. Они передаются при разговоре, дыхании, оседая на слизистые оболочки респираторных органов, или распространяются через предметы.

Благодаря анализу, при котором исследуется материал из ротоглотки, специалист обнаруживает возбудителя и устанавливает его штамм. От этого зависит агрессивность инфекции и соответственно, тяжесть заболевания. Классифицируются бактериальные агенты на основании ферментативных, культуральных и структурных особенностей.

Микроскопический анализ необходим для предварительного исследования материала. Морфологические признаки микроба настолько разнообразны, что требуется дальнейший бакпосев. Для окраски используются несколько методик (Грамма, Нейссера, а также Леффлера):

  • метод Грамма дает возможность установить способность бактерии взаимодействовать с генцианвиолетом. Несмотря на то, что дифтерийный возбудитель относится к грамположительным микроорганизмам, это свойство взаимодействия непостоянно. Свойства микроба резко изменяются при отсутствии питания и при контакте с антибактериальными средствами.
  • метод Нейссера – наиболее информативный, однако трудоемкий. Для окраски используется уксуснокислая синька, растворы Люголя и хризоидина. После нанесения синьки и Люголя препарат ополаскивается дистиллированной водой, после чего материал окрашивается хризоидином.
  • Метод Леффлера используется чаще всего. Для окрашивания применяется синька (метиленовая щелочная).

В процессе диагностики важно отличить истинные дифтерийные бациллы с палочками Гофмана и Ксероза. В мазках после окраски дифтерийные микробы располагаются в виде римской цифры 5.

Исследование микрофлоры

Для проведения бактериологического метода необходимо тщательно подбирать питательную среду, так как бациллы очень прихотливые. Для посева используются такие питательные среды:

  • свернутая сыворотка Ру, на котрой бациллы вырастают шероховатыми, R-формой;
  • теллуритовые дифсреды;
  • сывороточно-/кровяно-теллуритовые агары;
  • среда Клаубера;
  • хинозольная среда Бучина.

Благодаря теллуритовым средам удается не только выявить возбудителя, но и провести дифференцировку между штаммов:

  • дифтерийная палочка серая, розеткообразная;
  • mitis – черной окраски, неблестящие, с гладкой поверхностью;
  • gravis – с радиальностью;
  • intermedius – серо-черного оттенка, с гладкой поверхностью;
  • ложнодифтерийные микробы Гофмана – серой окраски, с блестящей поверхностью, конусовидные, возвышающиеся над средой;
  • дифтероиды Ксероза – серо-черные, отличить их удается с помощью хинозольной среды, где они вырастают бесцветными.

Диагноз инфекционного заболевания подтверждается на основании результатов лабораторной и инструментальной диагностики. Кроме того, необходимо обращать внимание на выраженность клинических симптомов. Помимо бакпосева и микроскопии целесообразно проведение серологического исследования. Благодаря комплексному обследованию врачу удается максимально точно установить вид инфекционного возбудителя. Это дает возможность точно подобрать лекарственные препараты и предупредит развитие тяжелых осложнений.

Оцените статью
Полезный справочник